Работа па абласным творчым праекце

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

"Клясціцкая  дзіцячы сад-сярэдняя школа

імя У.А. Хамчаноўскага Расонскага раёна"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Горячие новости

24.07.2018
Коллекция одежды делового стиля для учащихся к 2018/2019 уч.г.

подробнее...

24.07.2018
Участие в военно-историческом фестивале

подробнее...

25.06.2018
Поздравляем участников конкурса "Магия пера"

подробнее...

25.06.2018
Экскурсия в школьный музей

подробнее...

25.06.2018
По правилам дорожного движения

подробнее...

Контактная информация

Адрес: 211463 аг.Клястицы ул. Центральная 60

Телефон: 5-49-98

Адрес электронной почты: klya_sh@vitebsk.by

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

Обоснование целесообразности осуществления проекта

 

Молодое поколение должно быть образованным в вопросах культуры своего народа, уметь на практике использовать историко-культурное наследие. Содержание воспитательной работы  должно быть ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических  ценностей, культурных и духовных  традиций белорусского народа и идеологии  белорусского государства. Поэтому необходимо осмысление  и изучение историко-культурного наследия Беларуси как целостной системы.

Улучшение результатов  воспитательной работы в учреждении образования видится в научно-обоснованном использовании материалов краеведческих исследований учащихся, что будет способствовать пробуждению у учащихся чувства большой и малой родины, стремлению к знанию белорусской истории, местных обычаев и традиций, сопричастности к судьбе своего народа, решению задач социальной адаптации обучающихся учреждения образования, формированию у них готовности жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

 В условиях возрастания интереса белорусов к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития все большее значение приобретает изучение краеведения. Развитие этого направления значительно расширяет возможности для формирования самосознания обучающихся, воспитания патриотизма, уважения к истории и культуре белорусского народа.

На фоне различных социальных явлений кажется вполне безобидной такая проблема, как снижение познавательного интереса у детей. Однако специфика детского возраста заключается именно в том, что любознательность, интерес к новому, потребность познать и есть детерминанты развития. Отсутствие этих потребностей приводит к снижению жизненной активности, формированию социально и интеллектуально незрелой личности. Поэтому, формирование познавательной потребности детей и подростков на этапе обучения в учреждении образования становится той актуальной проблемой, которая позволит решить насущные проблемы общества и образования в частности.

Д.С. Лихачев называл краеведение «прекрасной школой воспитания гражданственности». По его словам, эта наука «учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень… Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

          В настоящее время очень актуальной стала проблема изучения,освоения и сохранения художественной культуры родного края, формирования потребности в общении с культурным наследием, его постижении и приумножении. Это непростая задача, и необходимо наметить подходы к её решению. Одним из возможных вариантов построения воспитательной работы может быть организация жизнедеятельности  обучающихся на основе  краеведения.  Программа призвана помочь подрастающему поколению осознать приоритетную роль духовности в самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей. Путь в мир духовных ценностей есть одновременно путь к себе, «выслушивание» своей природы и духовности; «взращивание» в себе новых сил, потребностей, способов, ощущений, переживаний. В этом процессе  краеведение служит «проводником» личности к своей сущности через общечеловеческие духовные ценности, является не самоцелью, а средством воспитания и самовоспитания.  Оно способно открыть детям духовно-культурное пространство, в котором они живут, открыть во всём его многообразии и многоликости, поможет увидеть личную значимость объектов художественной культуры и приобщиться к богатейшему опыту отношений с миром, к духовному опыту своего народа.

Вышесказанное позволило нам определить тему творческого проекта как «Внедрение модели образовательного пространства учреждения образования, направленного на формирование гражданско-патриотических качеств личности на основе историко-культурного наследия родного края».

 

Основная идея творческого проекта – формирование гражданско-патриотической позиции и активизация познавательной деятельности обучающихся на основе историко-краеведческой деятельности.

 

Потребность проекта, на наш взгляд, базируется на следующих позициях:

  •  развитие познавательного интереса к изучению родного края;
  • приобретение учащимися опыта творческой, общественно полезной деятельности, а также опыта межличностного общения через развитие коммуникативных умений;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события, явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современного;
  • повышение уровня познавательной деятельности обучающихся  и воспитанников средствами туристско-краеведческой деятельности, особенности ее протекания в сельском учреждении образования;
  • повышение компетентности педагогов и приобретение ключевых компетенций в области туристско-краеведческой работы;
  • повышение уровня знаний и умений родителей в области краеведческой работы;
  • повышение эффективности работы в процессе взаимодействия педагогов по формированию у детей и подростков интереса к истории родного края, образно-эмоционального представления о Республике Беларусь;
  • обеспечение комплексного подхода к воспитанию высоких гражданско-патриотических и нравственно-эстетических чувств.

        

        Цель проекта – разработка и внедрение системы воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности учащихся средствами историко-культурного познания родного края.

          Задачи проекта:

•         изучение сущности познавательной деятельности учащихся школы и воспитанников детского сада средствами краеведческой деятельности, особенности ее протекания в условиях сельской школы;

•         определение комплекса педагогических условий, обеспечивающих совершенствование процесса формирования познавательной активности обучающихся;

•         создание организационно-методических условий для адресного оптимального использования в образовательном процессе ресурсных возможностей школьного музея  и региональных исторических объектов;

•         организация мониторинга воспитательного процесса и его результатов;

•         изучение, обобщение результатов творческого проекта.

 

Сроки и этапы внедрения творческого проекта:

 

1 этап: диагностико-теоретический

(январь 2016 г.- март 2016 г.)

Задачи:

Изучить сущность  познавательной деятельности обучающихся средствами краеведческой деятельности.

Выявить особенности протекания познавательной деятельности в учреждении образования в сельской местности.

Проанализировать научные исследования и методические разработки в области краеведческого  образования обучающихся.

Изучить состояние деятельности   ГУО «Клястицкая детский сад-средняя школа им. В.А. Хомченовского Россонского района»,  связанное с решением проблемы гражданско-патриотического и нравственно-эстетического воспитания учащихся в системе краеведческой деятельности.

Обеспечить подготовку коллектива учреждения образования к работе в рамках творческого проекта.

Содержание деятельности:

  • Проведение консультационной работы с педагогами учреждения образования.
  • Обсуждение проекта на методическом совете учреждения образования и утверждение на педагогическом совете.
  • Диагностика потенциальных возможностей и условий работы по проекту.
  •     Подготовка педагогических кадров для работы по данной модели  путём организации работы творческой группы участников творческого  проекта.
  •     Формирование рабочей команды проекта.
  •     Изучение литературы по данной тематике.

 

2 этап: проектировочный (апрель– май 2016 г.)

 

  • Составление программы творческой деятельности на 3 года.
  • Составление плана работы творческой группы педагогов, участников творческого проекта.
  • Подготовка проекта приказа по проектной деятельности.

 

3. Диагностический этап (сентябрь 2016 г.)

 

  • Изучение показателей уровня воспитанности учащихся 1-11 классов.

 

4 Этап планирования работы (август – сентябрь  2016 г.)

 

  • Разработка планов воспитательной работы в условиях реализации проекта.
  • Разработка проекта программы и содержания экскурсий, туристических маршрутов походов, путешествий, экскурсий, алгоритмов их проведения, отчетов, мониторинга их эффективности.

 

5. Реализационный этап (сентябрь 2016 г.- апрель 2019 г.)

 

  • Организация образовательного процесса в учреждении образования на основе разработанной программы.
  • Организация консультационной деятельности через работу творческой группы участников творческого проекта.
  • Осуществление обмена опытом участников проекта через участие в семинарах, взаимопосещение уроков и мероприятий, организация творческих отчётов педагогов учреждения образования о результатах и проблемах.
  • Совершенствование работы объединений по интересах по теме творческого проекта.
  • Виртуальные, заочные и очные походы, путешествия и экскурсии по историческим местам родного края.
  • Мониторинг  уровня  воспитанности.

 

6. Этап обобщения (май 2019 г.)

  • Систематизация результатов реализации творческого проекта.
  • Анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта по следующим направлениям:
    • уровень воспитанности;
    • уровень физического здоровья учащихся;
    • уровень удовлетворённости учащихся, родителей, педагогов;
    • уровень самореализации учащихся.
    • Обобщение лучшего опыта работы педагогов по теме проекта.
  • Описание опыта работы по реализации проекта.
  • Подведение итогов реализации творческого проекта.
  • Составление  аналитического  отчёта  по   итогам  творческого проекта, обсуждение    его    на    педагогическом    совете.

 

 

Критерии и показатели эффективности внедрения творческого проекта:

 

Критерии

Показатели

Повышение качества нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания  и краеведческого образования воспитанников

  • Наличие системы умений и навыков, необходимых воспитанниками для  осуществления краеведческой деятельности.

высокая профессиональная  компетентность педагогических  и управленческих кадров.

  • Наличие   эффективной   системы   повышения   квалификации педагогов в учреждении образования;
  • создание профессиональной среды для обмена опытом.

Удовлетворенность результатами творческой деятельности субъектов образовательного процесса

  • Положительная динамика удовлетворенности работой;
  • активизация познавательной деятельности воспитанников.

Качество управления процессами функционирования и развития в учреждении образования.

  • Наличие необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий.

Ресурсная эффективность управления

  • Статус учреждения образования в обществе;
  • надежность, устойчивость, экономичность, оптимальность всех видов ресурсов, обеспечивающих результаты в области качества образования (кадровые, информационные, программно-методические, финансовые, материально-технические).

 

 

Ресурсное обеспечение творческого проекта:

 

  1. Кадры:

Состав педагогического коллектива – 29 человек, из 5 воспитателей дошкольного образования.

Из них по стажу:

До 5 лет –  4;

От 5 до 10 лет – 2;

От 10 до 15 лет – 2;

От 15 до 20 лет – 4;

Свыше 20 лет – 17.

Контингент обучающихся:    учащихся  - 106, из них 63 девочки и 43 мальчика; воспитанников детского сада  - 39, из них 21 девочка и 18 мальчиков.      

 

2.  Материально – техническая база:

14  учебных кабинетов, 2 спортивных зала (д /с и школа),  учебная

мастерская, кабинет обслуживающего труда.

Библиотека с фондом книг  13450  экземпляров, учебников    2440  

экземпляров, 11 периодических изданий.

Компьютерный класс (9 компьютеров), интерактивная доска.  

Высокоскоростной выход в сеть Интернет, три ноутбука, два МФУ, 4

принтера, акустическая система.

Два жк-телевизора.

Стадион.

Спортивная и игровая площадки.

Учебно – опытный участок.

Столовая.

Музей Народной славы

Актовый зал на 100 мест.

 

3. Социальное окружение:

  1. ГУО «Клястицкая детский сад- средняя школа им. В.А. Хомченовского Россонского района».
  2. Сельская библиотека.
  3. Детская музыкальная школа.
  4. Филиал дома ремёсел.
  5. Сельский Дом культуры.

 

  1. Нормативно-правовая база:
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.
  3. Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования.
  4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
  5. Образовательный Стандарт. Основные требования и нормативы.

 

  1. Научно-методическое обеспечение проекта (литература):
    • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. - СПБ.: Питер, 2002. - 288 с.
    • Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985-208с.
    • Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.-М.: Просвещение, 1985-144с.
    • Горшкова Т.Н. Развитие интереса и самостоятельное добывание знаний. //Начальная школа.-1999,№ 12- с.65-67
    • Давыдов В.В., Слободчикова В.И. и др. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Вопросы психологии.- 1992, №4-с.14-19
    • Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников//Начальная школа.-1985, №10-с. 4-7
    • Коротяев Б.И. Учение-процесс творческий. М.: Просвещение, 1989-160с.
    • Кропочева Т.П. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках естествознания: монография- Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 2001,- 165с.
    • Маркова А.К., Орлов А.Б. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М.: Просвещение, 1983-145с.
    • Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Просвещение, 1987-с. 280с.
    • Сергеева СБ. Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения// Начальняа школа.-1997, №4-с.55-57
    • Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971-208с.
    • Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения-М: Педагогика, 1979-558с.
    • Шулындина С.С. На уроках ознакомления с окружающим миром// Начальная школа.-2000, №7-с.94-98
    • Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1986-144с.

 

  1. Финансовое обеспечение проекта:

Материальное стимулирование педагогов за сложность и напряженность труда.