План работы по творческому проекту

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

"Клясціцкая  дзіцячы сад-сярэдняя школа

імя У.А. Хамчаноўскага Расонскага раёна"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Горячие новости

25.06.2018
Поздравляем участников конкурса "Магия пера"

подробнее...

25.06.2018
Экскурсия в школьный музей

подробнее...

25.06.2018
По правилам дорожного движения

подробнее...

22.06.2018
22 июня

подробнее...

22.06.2018
Познавательная экскурсия

подробнее...

Контактная информация

Адрес: 211463 аг.Клястицы ул. Центральная 60

Телефон: 5-49-98

Адрес электронной почты: klya_sh@vitebsk.by

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

Областной творческий проект

«Внедрение модели образовательного пространства учреждения образования, направленного на формирование гражданско-патриотических качеств личности на основе историко-культурного наследия родного края»

 

 

 

 

Руководители проекта:

Климм С.Г. – заведующий районным учебно-методическим кабинетом;

Мельман Т.В. – директор государственного учреждения образования «Клястицкая детский сад-средняя школа им. В.А. Хомченовского Россонского района»;

Буланова Е. В. – заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Клястицкая детский сад-средняя школа им. В.А. Хомченовского Россонского района».

 

Обоснование целесообразности осуществления проекта

 Молодое поколение должно быть образованным в вопросах культуры своего народа, уметь на практике использовать историко-культурное наследие. Содержание воспитательной работы должно быть ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства. Поэтому необходимо осмысление и изучение историко-культурного наследия Беларуси как целостной системы.

Улучшение результатов воспитательной работы в учреждении образования видится в научно-обоснованном использовании материалов краеведческих исследований учащихся, что будет способствовать пробуждению у учащихся чувства большой и малой родины, стремлению к знанию белорусской истории, местных обычаев и традиций, сопричастности к судьбе своего народа, решению задач социальной адаптации обучающихся учреждения образования, формированию у них готовности жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

В условиях возрастания интереса белорусов к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития все большее значение приобретает изучение краеведения. Развитие этого направления значительно расширяет возможности для формирования самосознания обучающихся, воспитания патриотизма, уважения к истории и культуре белорусского народа.

На фоне различных социальных явлений кажется вполне безобидной такая проблема, как снижение познавательного интереса у детей. Однако специфика детского возраста заключается именно в том, что любознательность, интерес к новому, потребность познать и есть детерминанты развития. Отсутствие этих потребностей приводит к снижению жизненной активности, формированию социально и интеллектуально незрелой личности. Поэтому, формирование познавательной потребности детей и подростков на этапе обучения в учреждении образования становится той актуальной проблемой, которая позволит решить насущные проблемы общества и образования в частности.

Д.С. Лихачев называл краеведение «прекрасной школой воспитания гражданственности». По его словам, эта наука «учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень… Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

       В настоящее время очень актуальной стала проблема изучения,освоения и сохранения художественной культуры родного края, формирования потребности в общении с культурным наследием, его постижении и приумножении. Это непростая задача, и необходимо наметить подходы к её решению. Одним из возможных вариантов построения воспитательной работы может быть организация жизнедеятельности обучающихся на основе краеведения. Программа призвана помочь подрастающему поколению осознать приоритетную роль духовности в самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей. Путь в мир духовных ценностей есть одновременно путь к себе, «выслушивание» своей природы и духовности; «взращивание» в себе новых сил, потребностей, способов, ощущений, переживаний. В этом процессе краеведение служит «проводником» личности к своей сущности через общечеловеческие духовные ценности, является не самоцелью, а средством воспитания и самовоспитания. Оно способно открыть детям духовно-культурное пространство, в котором они живут, открыть во всём его многообразии и многоликости, поможет увидеть личную значимость объектов художественной культуры и приобщиться к богатейшему опыту отношений с миром, к духовному опыту своего народа.

Вышесказанное позволило нам определить тему творческого проекта как «Внедрение модели образовательного пространства учреждения образования, направленного на формирование гражданско-патриотических качеств личности на основе историко-культурного наследия родного края».

 

Основная идея творческого проекта – формирование гражданско-патриотической позиции и активизация познавательной деятельности обучающихся на основе историко-краеведческой деятельности.

 

Потребность проекта, на наш взгляд, базируется на следующих позициях:

  • развитие познавательного интереса к изучению родного края;
  • приобретение учащимися опыта творческой, общественно полезной деятельности, а также опыта межличностного общения через развитие коммуникативных умений;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события, явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современного;
  • повышение уровня познавательной деятельности обучающихся и воспитанников средствами туристско-краеведческой деятельности, особенности ее протекания в сельском учреждении образования;
  • повышение компетентности педагогов и приобретение ключевых компетенций в области туристско-краеведческой работы;
  • повышение уровня знаний и умений родителей в области краеведческой работы;
  • повышение эффективности работы в процессе взаимодействия педагогов по формированию у детей и подростков интереса к истории родного края, образно-эмоционального представления о Республике Беларусь;
  • обеспечение комплексного подхода к воспитанию высоких гражданско-патриотических и нравственно-эстетических чувств.

        

       Цель проекта – разработка и внедрение системы воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности учащихся средствами историко-культурного познания родного края.

         Задачи проекта:

  • изучение сущности познавательной деятельности учащихся школы и воспитанников детского сада средствами краеведческой деятельности, особенности ее протекания в условиях сельской школы;
  • определение комплекса педагогических условий, обеспечивающих совершенствование процесса формирования познавательной активности обучающихся;
  • создание организационно-методических условий для адресного оптимального использования в образовательном процессе ресурсных возможностей школьного музея и региональных исторических объектов;
  • организация мониторинга воспитательного процесса и его результатов;
  • изучение, обобщение результатов творческого проекта.

 

Сроки и этапы внедрения творческого проекта:

 

1 этап: диагностико-теоретический

(январь 2016 г.- март 2016 г.)

Задачи:

Изучить сущность познавательной деятельности обучающихся средствами краеведческой деятельности.

Выявить особенности протекания познавательной деятельности в учреждении образования в сельской местности.

Проанализировать научные исследования и методические разработки в области краеведческого образования обучающихся.

Изучить состояние деятельности   ГУО «Клястицкая детский сад-средняя школа им. В.А. Хомченовского Россонского района», связанное с решением проблемы гражданско-патриотического и нравственно-эстетического воспитания учащихся в системе краеведческой деятельности.

Обеспечить подготовку коллектива учреждения образования к работе в рамках творческого проекта.

Содержание деятельности:

  • Проведение консультационной работы с педагогами учреждения образования.
  • Обсуждение проекта на методическом совете учреждения образования и утверждение на педагогическом совете.
  • Диагностика потенциальных возможностей и условий работы по проекту.
  •    Подготовка педагогических кадров для работы по данной модели путём организации работы творческой группы участников творческого проекта.
  •    Формирование рабочей команды проекта.
  •     Изучение литературы по данной тематике.

 2 этап: проектировочный (апрель– май 2016 г.)

 Составление программы творческой деятельности на 3 года.

  • Составление плана работы творческой группы педагогов, участников творческого проекта.
  • Подготовка проекта приказа по проектной деятельности.

 3. Диагностический этап (сентябрь 2016 г.)

 Изучение показателей уровня воспитанности учащихся 1-11 классов.

 

4 Этап планирования работы (август – сентябрь 2016 г.)

 

  • Разработка планов воспитательной работы в условиях реализации проекта.
  • Разработка проекта программы и содержания экскурсий, туристических маршрутов походов, путешествий, экскурсий, алгоритмов их проведения, отчетов, мониторинга их эффективности.

 5. Реализационный этап (сентябрь 2016 г.- апрель 2019 г.)

 Организация образовательного процесса в учреждении образования на основе разработанной программы.

  • Организация консультационной деятельности через работу творческой группы участников творческого проекта.
  • Осуществление обмена опытом участников проекта через участие в семинарах, взаимопосещение уроков и мероприятий, организация творческих отчётов педагогов учреждения образования о результатах и проблемах.
  • Совершенствование работы объединений по интересах по теме творческого проекта.
  • Виртуальные, заочные и очные походы, путешествия и экскурсии по историческим местам родного края.
  • Мониторинг уровня воспитанности.

 6. Этап обобщения (май 2019 г.)

  • Систематизация результатов реализации творческого проекта.
  • Анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта по следующим направлениям:
    • уровень воспитанности;
    • уровень физического здоровья учащихся;
    • уровень удовлетворённости учащихся, родителей, педагогов;
    • уровень самореализации учащихся.
    • Обобщение лучшего опыта работы педагогов по теме проекта.
  • Описание опыта работы по реализации проекта.
  • Подведение итогов реализации творческого проекта.
  • Составление аналитического отчёта по   итогам творческого проекта, обсуждение   его   на   педагогическом   совете.

  Критерии и показатели эффективности внедрения творческого проекта:

 

Критерии

Показатели

Повышение качества нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания и краеведческого образования воспитанников

  • Наличие системы умений и навыков, необходимых воспитанниками для   осуществления краеведческой деятельности.

высокая профессиональная компетентность педагогических и управленческих кадров.

  • Наличие     эффективной   системы   повышения     квалификации педагогов в учреждении образования;
  • создание профессиональной среды для обмена опытом.

Удовлетворенность результатами творческой деятельности субъектов образовательного процесса

  • Положительная динамика удовлетворенности работой;
  • активизация познавательной деятельности воспитанников.

Качество управления процессами функционирования и развития в учреждении образования.

  • Наличие необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий.

Ресурсная эффективность управления

  • Статус учреждения образования в обществе;
  • надежность, устойчивость, экономичность, оптимальность всех видов ресурсов, обеспечивающих результаты в области качества образования (кадровые, информационные, программно-методические, финансовые, материально-технические).

 

 Ресурсное обеспечение творческого проекта:

 

  1. Кадры:

Состав педагогического коллектива – 29 человек, из 5 воспитателей дошкольного образования.

Из них по стажу:

До 5 лет – 4;

От 5 до 10 лет – 2;

От 10 до 15 лет – 2;

От 15 до 20 лет – 4;

Свыше 20 лет – 17.

Контингент обучающихся:   учащихся - 106, из них 63 девочки и 43 мальчика; воспитанников детского сада - 39, из них 21 девочка и 18 мальчиков.      

 

2. Материально – техническая база:

14 учебных кабинетов, 2 спортивных зала (д /с и школа), учебная

мастерская, кабинет обслуживающего труда.

Библиотека с фондом книг 13450 экземпляров, учебников   2440  

экземпляров, 11 периодических изданий.

Компьютерный класс (9 компьютеров), интерактивная доска.  

Высокоскоростной выход в сеть Интернет, три ноутбука, два МФУ, 4

принтера, акустическая система.

Два жк-телевизора.

Стадион.

Спортивная и игровая площадки.

Учебно – опытный участок.

Столовая.

Музей Народной славы

Актовый зал на 100 мест.

 

3. Социальное окружение:

  1. ГУО «Клястицкая детский сад- средняя школа им. В.А. Хомченовского Россонского района».
  2. Сельская библиотека.
  3. Детская музыкальная школа.
  4. Филиал дома ремёсел.
  5. Сельский Дом культуры.

 

  1. Нормативно-правовая база:
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.
  3. Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования.
  4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
  5. Образовательный Стандарт. Основные требования и нормативы.

 

  1. Научно-методическое обеспечение проекта (литература):
    • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. - СПБ.: Питер, 2002. - 288 с.
    • Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985-208с.
    • Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.-М.: Просвещение, 1985-144с.
    • Горшкова Т.Н. Развитие интереса и самостоятельное добывание знаний. //Начальная школа.-1999,№ 12- с.65-67
    • Давыдов В.В., Слободчикова В.И. и др. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Вопросы психологии.- 1992, №4-с.14-19
    • Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников//Начальная школа.-1985, №10-с. 4-7
    • Коротяев Б.И. Учение-процесс творческий. М.: Просвещение, 1989-160с.
    • Кропочева Т.П. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках естествознания: монография- Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 2001,- 165с.
    • Маркова А.К., Орлов А.Б. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М.: Просвещение, 1983-145с.
    • Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Просвещение, 1987-с. 280с.
    • Сергеева СБ. Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения// Начальняа школа.-1997, №4-с.55-57
    • Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971-208с.
    • Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения-М: Педагогика, 1979-558с.
    • Шулындина С.С. На уроках ознакомления с окружающим миром// Начальная школа.-2000, №7-с.94-98
    • Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1986-144с.

 

  1. Финансовое обеспечение проекта:

Материальное стимулирование педагогов за сложность и напряженность труда.