Рекомендации дефектолога

Дзяржаўная ўстанова адукацыі

"Клясціцкая  дзіцячы сад-сярэдняя школа

імя У.А. Хамчаноўскага Расонскага раёна"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Горячие новости

17.11.2018
Соревнования по шашкам

подробнее...

16.11.2018
Сбор макулатуры

подробнее...

10.11.2018
Правовой турнир

подробнее...

10.11.2018
Шашечный турнир

подробнее...

02.11.2018
Развлечения на каникулах

подробнее...

Контактная информация

Адрес: 211463 аг.Клястицы ул. Центральная 60

Телефон: 5-49-98

Адрес электронной почты: klya_sh@vitebsk.by

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

Памятка родителям

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
  • Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или учителем-дефектологом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!


Профилактика нарушений письменной речи

Специфическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Сложность этого дефекта обуславливается рядом причин.

Во-первых – это разновидность специфических ошибок. Это и смешение зрительных образов букв, и замены букв, сходных по звучанию, перестановки слогов, пропуски букв, обилие грамматических ошибок, не говоря уже об ужасном почерке. Каждая из этих ошибок требует организованной коррекционной работы, направленной на устранение причин этих нарушений.

Вторым фактором является снижение общей успеваемости детей на фоне нарушения чтения и письма. Ни для кого не секрет, что большинство предметов школьной программы (за исключением физической культуры, технологии и изобразительного искусства) опирается на навык чтения и письма. Если ребенок недостаточно хорошо освоил их, то полноценная работа по другим предметам будет невозможной. На фоне этого страдает самооценка ребенка, его желание учиться и вера в свои силы.

Третьим фактором является время, затраченное на коррекцию речевого нарушения. Процесс коррекции дисграфии зачастую длителен и требует от ребенка большой затраты времени и сил. Кроме того, занятия должны быть регулярны и четко структурированы. Работа осложняется и тем, что работы по коррекции ведется параллельно со школьным обучением и помимо тем, отрабатываемых на логопедических занятиях, ребенок должен осваивать программный материал по русскому языку в классе.

Отдельно стоит выделить такую наболевшую проблему, как осведомленность родителей о разновидностях речевых нарушений и их влияния на развитие ребенка. К сожалению, часто родители обращают внимание только лишь на звукопроизносительную сторону речевого развития детей. Для многих это является главным, если не сказать единственным, показателем уровня развития речи ребенка.

Таким образом, когда ребенок с нарушениями речевой системы попадает в первый класс общеобразовательной школы, перед логопедом стоит масса задач, среди которых:

  • диагностика речи каждого ребенка;
  • выбор наиболее оптимальных методов и форм работы, направленных на устранение дефекта;
  • организация систематических логопедических занятий;
  • мотивация детей, стимуляция их познавательных способностей;
  • просветительская деятельность среди родителей, побуждение их к совместной коррекционной работе.

Как уже было сказано, решение этой задачи  посильно, но требует много сил и времени, как со стороны логопеда, так со стороны родителей и детей.

Гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его. Стоит помнить, что дисграфия и дислексия не возникают внезапно, на пустом месте, «из ничего».

На что именно должна быть нацелена работа, направленная профилактику нарушения письменной речи?

Прежде всего – это работа, направленная на преодоление нарушений устной речи. Сюда относятся:

  • коррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков: искажение, замена, отсутствие звука)
  • развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);
  • развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);
  • развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);
  • развитие связной речи.

Помимо всего прочего работа должна вестись по следующим направлениям

  • формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);
  • развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления)
  • развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);
  • развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).

Стоит помнить, что работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии и дислексии у младших школьников. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.

Упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения

Упражнения на внимание

1. Присмотритесь к выделенным словам и найдите в них ответы на вопросы.

Какой цветок вручили чемпиону?

Какое блюдо приготовила стряпуха?

Как называют водный поток, у которого растёт гречка?

Куда забросили хомут?

2. Вычеркни все буквы, которые повторяются.

Ы Р М Т А О Н И Р П Т М Р А Н В Л О С Д

П Б Е О М Н М И А П Е Ч Т М Л А Р Ч М Б А О С И С Б И Ю А О Р Ч

3. Исправь ошибку.

Рог до ушей – хоть завязки пришей.

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Один в золе не воин.

Трус кормит, а лень портит.

Не делай муки из слона.

Сашу маслом не испортишь.

Крутится как булка в колесе.

Яйца куницу не учат.

Не пой другому яму, сам упадёшь.

Кошке игрушки, мошке слёзки.

Куда иголка, туда и нотка.

4. Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

Ф Ы В А И В А Н Г О Р _______________________

С А Ш А И Т Ю Б Л Т________________________

О Н Т А Н Я М А К Н О________________________

5. Прочитай слова, подчеркни среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА КАЗАКСУМКАРЮКЗАКШАЛАШБЕРЁЗА

6. Читай чётко, без ошибок.

волкмартфантсветстихтрос

гербметрвестьслонсломтрон

зонтсерпгостьслогсмехтрус

кустторткостьследснятьткань

кадртанкчастьслепсветтвой

листтигрсестьспортрапхвост

Разобрать непонятные ребёнку слова.

Упражнения, формирующие умение слушать и говорить.

1. Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов.

• Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – дети запоминают его, затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает.

Что изменилось, когда предложение сокращалось?

- Сегодня утром Маша пошла в школу.

- Весело пели в лесу птички.

- Кот спит очень чутко.

- Воробей громко и тревожно зачирикал.

2. Переставь слова в предложении.

• Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

Сегодня утром Маша пошла в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.

Утром сегодня пошла Маша в школу.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

- Из молока получают масло и сыр.

- Пчёлы носятся около цветущих ветвей липы.

- Ребята нашего класса смастерили кормушки для птиц.

- В тундре волки и олени живут рядом.

- Под старой берёзкой Алёша увидел маленького птенчика.

3. Измени одно слово.

• Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нём только одно слово, например: Дети пришли из школы.

Ребята пришли из школы.

Мальчики пришли из школы.

Ученики пришли из школы.

Дети вышли из школы.

Дети пришли из театра.

- Валя гостила под Москвой.

- В кустах весело пел чиж.

- Стоит яркий солнечный день.

- Утята прыгнули в воду и поплыли.

4. Послушай, запомни, ответь: всё ли верно?

• Дети слушают предложение и определяют: может ли это быть, если да, то когда, где, почему. Если нет, то следует доказательно объяснить, что это небыль или несуразица.

- Выпал снег, Алёша вышел загорать.

- Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

- Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.

- Воробей принёс дрова, а мышонок затопил печь.

5. Дополни предложение.

Мы играем.

Мы играем в футбол.

Мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

- Серёжа учит.

- Папа привёз.

- Птичка прилетела.

- Кот мяукал.

- Заяц убегал.

Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово, способствуют развитию навыка чтения по догадке, умению разгадывать загадки, развивают воссоздающее воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.

1. Кто это? Что это? Отвечай быстро.

Звонкий, быстрый, весёлый - …

Вкусный, алый, сочный - …

Жёлтые, красные осенние - …

Холодный, белый, пушистый -…

Бурый, косолапый, неуклюжий - …

Жёлтые, красные, зелёные - ... .

2. Точно и быстро. Кто или что?

мурлычет – котварит – поварстоит – дом

лает -учит -прыгает

мычит -лечит -летает –

жужжит -строгает - спит -

шипит - сажает - лепит –

ревёт - красит - играет –

3. Слушай. Называй как можно больше слов.

Плывёт – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.

Летит –

Растёт –

Поёт –

Ползёт –

Ссорится –

Работает –

Сверкает –

Упражнения, способствующие развитию чёткости произношения.

• Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, пословиц.

Проворонила ворона воронёнка.

Мама мыла Милу мылом.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Клава у Клары играла на рояле.


ПАМЯТКА

«Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи»

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов:

  •  пропуски букв и слогов - «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес);
  • перестановки букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
  • недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
  • наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
  • искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
  • слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила), «виситнастные» (висит на стене), «у стала» (устала);
  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»
  • замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки), «панка» (банка), «шапоги» (сапоги);
  • нарушение смягчения согласных - «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  • аграмматизмы - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки (пять желтеньких цыплят).
  •  слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зяла» (взяла), «подороге».

Ошибки, обусловленные недостаточным уровнем развития зрительно - пространственного восприятия, зрительно – моторной координации:

  • увеличение или уменьшение количества сходных элементов: п-т, и- ш, л – м и т. д.
  • замена второго не сходного элемента: и- у, б – д, и – ц…
  • замена сходных элементов букв по расположению в пространстве: д-в, п- и..
  • зеркальное письмо: Е – З, У – Ч….

Если Вы обнаружили в тетрадях своего ребенка подобные «нелепые» ошибки, учитывайте тот факт, что такие ошибки лучше всего поддаются исправлению тогда, когда ребенок учится во втором или в третьем классе. Не упустите время!


Фонематический слух. Зачем его развивать?

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти. В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности дефектов произношения может привести к трудностям в овладении навыками письма и чтения.

Таким образом, вовремя сформированное фонематическое восприятие предупредит возможное появление вторичных речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи, снижая при этом вероятность возникновения дислексии и дисграфии.

 В последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированным фонематическим восприятием, всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи, что не всегда возможно.

Уважаемые родители, хочу предложить Вам простые игры для развития речи вашего ребенка. К пяти годам дети уже способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но, к сожалению, не все первоклассники достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Вам предлагаются упражнения, которые могут быть использованы родителями при работе над развитием фонематического восприятия.

1. ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э].

А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

3. Игра «Стучалочка».

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу

Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных звуков.

Ход игры:

 Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

 А Э У

 АА ЭЭ УУ

 ААА ЭЭЭ УУУ

 4. Игра «Тихо - громко»

 Мы катались по горам

 Пели тут и пели там

 Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

 Ход игры:

Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

 5. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

 Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

 Ход игры:

Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

 6. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

 Свяжем мы из слов цепочку

 Мяч не даст поставить точку.

 Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры:

Взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.

 Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

 7. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В) – и только с этой.

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

 Ход игры:

Взрослый: бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

 Пример:

 -Как тебя зовут?

 -Ира.

 -А фамилия?

 -Иванова.

 -Откуда ты приехала?

 -Из Минска

 И т.п

 8. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»

 Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

 Ход игры.

 Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

 1.«РЫБАЛКА».

 Цель. Развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

 Ход игры:

Дается установка: «поймать слова со звуком (Л) » (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.

2.«ТЕЛЕВИЗОР».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в    речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры:

На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки  на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок  должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок  правильно назвал  слово - экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

Количество играющих: один и больше человек.

3.«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ».

 Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков,  развивать  фонематический  слух.

Ход игры: 

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами, например, Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

4..«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

 Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать   навыки звукового анализа слов.

Ход игры:

Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

5.«СОБЕРИ ЦВЕТОК»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры:

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются  « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих  «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).


Артикуляционная гимнастика, упражнения

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!

Итак, приступим к артикуляционной гимнастики.

Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание горла.

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк

артикуляционная гимнастика - разработка щек

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

5)«Лошадка» – пофыркали.

6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги»

а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,

в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

артикуляционная гимнастика - языка

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.

18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.